В 2013 году в республике открылась первая Школа гражданской журналистики, функционал которой был реализован как грантовый проект. ШГЖ была создана при поддержке государства, чтобы повысить уровень мастерства нештатных авторов печатных и электронных СМИ, сплотить молодых журналистов и создать единое информационное пространство для журналистов СКФО. В ней и по сей день организуются тренинги и семинары с участием экспертов из числа журналистов и специалистов из смежных областей республиканского и федерального уровня.
Основательница школы Маржана Омарова рассказала о проекте и пути его реализации.
— Как молодой девушке удалось открыть свою школу в Дагестане?
— Без протянутой государством руки помощи подобные масштабные проекты тяжело реализовывать. Я очень благодарна Росмолодежи, профильному министерству, грантовой поддержке от Главы РД. Именно их помощь позволила нам сделать обучение в школе абсолютно бесплатным для всех желающих. Конечно, было нелегко, потому что я стала неким первопроходцем. Школа гражданской̆ журналистики была первой подобной площадкой на Северном Кавказе, где люди могли освоить профессию в сфере медиа. Негатива было много: одни твердили, что я конкурирую с академическим образованием и занимаюсь профанацией.
— Вы работаете только в Махачкале или и в других населённых пунктах тоже?
— Мы не прятались за мониторами и не чертили границы. Мы приглашали лучших журналистов Дагестана и преподавателей отделения журналистики ДГУ. Мы с ребятами колесили по горам республики и посещали разные объекты и производства, чтобы они могли отработать на практике полученные знания. Первые потоки ШГЖ были реализованы в Махачкале, но записи занятий всегда были в открытом доступе для всех желающих. Впоследствии, благодаря инициативной молодёжи на местах и поддержке администраций, удалось реализовать проект в Казбековском районе и городе Хасавюрте.
— А по каким направлениям работает школа?
— Мы проводим цикл семинаров для молодых журналистов и блогеров. В качестве спикеров выступают известные журналисты, блогеры, фотографы, работники ТВ, печатных и электронных изданий регионального и федерального уровней. Слушатели школы знакомятся с жанрами журналистики, изучают методы сбора информации, правовые основы журналистики, узнают о том, как выстраивать работу в социальных сетях, о психологических аспектах в работе журналиста, формировании общественного мнения посредством СМИ и о многом другом. Главная задача школы – научить отделять факты от мнений, подсказать, как искать и объективно преподносить информацию. Уже выпущено около 150 молодых журналистов. Отдельный предмет моей гордости – около 40 выпускников школы нами были трудоустроены.
— Какой, на ваш взгляд, должна быть гражданская журналистика?
-Термин «гражданская журналистика» имеет 2 значения: непрофессиональная журналистика и журналистика, освещающая гражданскую тематику. Но идеален синтез двух смыслов: привлечь непрофессиональных журналистов к освещению «немодной» нынче социальной проблематики.
Для меня это, в первую очередь, неравнодушные люди, которые хотят сделать жизнь в родном крае лучше. И совсем не обязательно писать только о политике или быть очевидцами каких-то событий. Иногда путевой очерк или классный фоторепортаж тоже много значит. Гражданские журналисты – непрофессиональные авторы, но это нисколько не умаляет их значимости.
— Сегодняшний студент он какой?
— Сегодняшний студент жаждет знаний, он не довольствуется малым и полон решимости. Наши студенты хотят изменить ситуацию вокруг себя, они не питаются абстрактными понятиями. Зачастую слушатели ШГЖ – это состоявшиеся люди, которые уже выбрали профессию своей жизни. Но после обучения у нас они решали перестроиться на рельсы журналистики. Думаю, это достижение наших замечательных преподавателей, которые приходили не читать лекции как в классическом вузе, а делиться опытом, историями из практики, которые воодушевляли ребят.