В Лакском государственном музыкально-драматическом театре им Э. Капиева с большим успехом состоялась первая премьера 85-го сезона.
Показ прошел в строгом соблюдении всех требований Роспотребнадзора.
После восьми месяцев перерыва в связи с ограничительными мерами театр встретил долгожданного зрителя веселой, искрометной комедией У. Шекспира «Укрощение строптивой» в постановке Заслуженного артиста Северной Осетии и Кабардино-Балкарии Гиви Валиева.
Художник-постановщик и художник по костюмам Лариса Валиева.
Премьера состоялась на двух языках – на лакском (перевод Сулеймана Мусаева) и русском.
Спектакль «Укрощение строптивой» – по одноименной пьесе в пяти действиях Уильяма Шекспира, написанная в 1593 году. Однако, все, о чем писал Шекспир более 430 лет назад, к сожалению, живет и сейчас.
Якорную сюжетную линию пьесы режиссер оставил неизменной. Катарине, дочери богатого дворянина Баптиста, давно пора замуж, но желающих связать себя узами брака с непокорной и своенравной девушкой не находится. Только сын дворянина из Вероны Петруччо, прельстившись богатым приданым, смело берется во что бы то ни стало усмирить строптивицу.
В начале пьесы Катарина делает всё для того, чтобы её отношения с Петруччо не состоялись, но не менее упорный Петруччо постепенно усмиряет ее различными психологическими мучительными процедурами – «приручением» – пока та не становится в конце концов послушной женой
В финале пьесы Катарина в своем монологе «раскрывает карты»: Петруччо оказался прав – её строптивость была лишь неуклюжей формой желания любви и настоящего семейного счастья. Лишь смирившаяся женщина способна всё это испытать в полной мере, поскольку гордость препятствует счастью и является источником такого внутреннего мучительства, которому могут помочь лишь столь жестокие, на первый взгляд, приемы «укрощения», которые вынужден был применять к ней будущий супруг ради её же преображения.
Главные роли строптивицы Катарины и дерзкого Петруччо исполнили Заслуженная артистка Дагестана Зинаида Чавтараева , актер Ибрагим Мусиев, Зульфия Архилаева и Заслуженный артист Дагестана Артур Абачараев.
Отточенные действия молодых артистов Руслана Ларина, Ислама Магомедова, Сухраба Шуаева, Абдула Мурадова, Курбана Шуабова, Рукижат Магомедовой, Марьям Шихамировой в сочетании с удивительной игрой народных и Заслуженных артистов Дагестана Аслана Магомедовав роли жениха Гремио, Шамсутина Капланова и Магомеда Сурхатилова (в роли Баптиста), Саният Рамазановой создали эффектный сплав.
В спектакле была задействована балетная труппа театра под руководством Заслуженного артиста России Мусы Оздоева, благодаря которой постановка стала насыщенной и динамичной.
Я в восторге от «Укрощения строптивой» на сцене родного театра. Легкий слог, увлекательный сюжет, интересные герои, прекрасный юмор, милая игра слов — мне понравилось абсолютно всё!
Больше всего меня зацепили Петруччо и Катарина – мои любимые талантливые актеры Зина и Ибрагим.
От их диалогов летали искры, в них гармонично сочетались острота, страсть и милота, они идеально подошли друг другу. Было весело наблюдать за процессом укрощения, особенно на моменте с луной.
Линия же хитрой Бьянки понравилась мне ощутимо меньше, так как в ней нет того пламени, она оказалась интересной благодаря лишь женихам.
«Укрощение строптивой» — это третье прикосновение Лакского театра к творчеству великого классика после постановки двух самых знаменитых трагедий драматурга «Ромео и Джульета» и «Гамлет» в постановке болгарского режиссера Богдана Петканина.
Оба спектакля имели большой успех как республики, так и в рамках обменных гастролей в городах Северного Кавказа.
Стоит отметить, что и молодой режиссер-постановщик третий раз обращается к недосягаемому творчеству Шекспира, чья драматургия признана вершиной мировой литературы. С блестящим успехом поставил он на сцене Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева, где он работает главным режиссером и художественным руководителем спектакли «Ромео и Джульета» и «Ричард III».
«Творчество Шекспира – эта олимпиада. Если даже проиграешь, ты счастлив от того, что сумел прикоснуться к нему», — говорит Гиви Валиев.
Режиссера в Дагестан пригласила художественный руководитель театра Бадрижат Магомедгаджиева.
«В начале мне предложили постановку «Материнское поле» по пьесе Чингиза Айтматова. Из-за пандемии с этим спектаклем не получилось. Потом мы приступили к постановке «Укрощение строптивой» по Шекспиру.
Я познакомился с хорошей труппой, с людьми, увлеченными своей работой. В этом театре я обрел друзей, людей, которым близко мое творчество, и чье творчество близко мне», –говорит Гиви Валиев.
«Работа над спектаклем велась два месяца. Рядом со мной были помощники – художественный руководитель театра, главный режиссер, заведующий литературной частью, которые прекрасно владеют лакским языком и помогали мне», –добавил он.
По мнению Гиви Валиева, сотрудничеству с Лакским театром способствовало участие в северокавказских театральных фестивалях: «Сцена без границ» (Владикавказ), «Южная сцена» (Нальчик), «Федерация» (Грозный).
«Театральные фестивали хороши тем, что мы друг друга видим, смотрим работу, драматургию, режиссуру, узнаем новых актеров и потом получаем предложения. Тогда театры начинают дружить между собой. Мы должны продолжить налаживать мосты дружбы, которые некогда строили наши старшие. Такая дружба у нас сегодня с Лакским театром, она никогда не прекращалась, мы продолжаем», – сказал он.