Гиви Валиев: «Я бы хотел, чтобы у Лакского театра наконец появилось свое здание»

Мы все очень соскучились по театральной жизнью. Бурных аплодисментов и восхищенных криков «Браво!» в Лакском театре им. Э. Капиева не было уже давно, зал пустовал без зрителей, а сцена – без артистов. Наконец, это свершилось: после снятия ограничений театр открыл двери и 85-й сезон стартовал с премьеры остроумной и увлекательной комедии У. Шекспира «Укрощение строптивой».


Для постановки пьесы был приглашен молодой, но очень талантливый режиссер Северо-Осетинского академического театра им. В. Тхапсаева Гиви Валиев. Талантливый актер Гиви Валиев в 30 лет был удостоен звания Заслуженный артист Северной Осетии и Кабардино-Балкарии.

Предки Гиви давно переехали из Южной Осетии в Грузию. Родители же переехали в Тбилиси. Когда начался осетино-грузинский конфликт и вынуждены были, бросив все, переехать в с. Цалык Северной Осетии. По окончании школы Гиви поступил на актерское отделение Северо-Осетинского государственного университета и успешно закончил его. После окончания института актерская карьера резко взметнула вверх.

В 21 год он сыграл роль Хлестакова, которая была отмечена на фестивале «Сцена без границ» в номинации «За лучшую мужскую роль». С ролями Гиви везло, он сыграл также Сегизмунда в спектакле по пьесе Кальдерона «Жизнь есть сон, Жданова по пьесе Н. Островского «Доходное место».
Но большую популярность у зрительской аудитории и среди театральных критиков Гиви приобрел за роль собаки пастуха Гузара в «Черной бурке» г. Хугаева. Эта роль была отмечена на трех фестивалях: «Кавказский круг» в Адыгее, «Южная сцена» в Кабардино-Балкарии и «Театральная маска» в Северной Осетии.

Вскоре Гиви Валиев стал известен и как режиссер. Первый свой спектакль «Прощай, овраг», который был представлен в рамках фестиваля «Сцена без границ» он поставил еще будучи студентом ГИТИСа. Его лучшие работы «Названные братья», «Генералы в юбках», «Кровавая свадьба», «Ромео и Джульетта» были отмечены на фестивалях и различных конкурсах. В марте этого года семь вечеров подряд с аншлагом прошла премьера спектакля «Ричард ΙΙΙ». Большой успех спектакль имел на Втором Всероссийском фестивале национальных театров «Федерация».
Неслучайно Гиви Валиев оказался в Лакском театре. Он также как и мы любит Г. Лорку и У. Шекспира.

— Гиви Давидович, расскажите, как вы попали в Дагестан, в Лакский театр.

— Я приехал в Дагестан по приглашению художественного руководителя Лакского театра Бадрижат Набиевны. Мы строили планы к 75-летию победы поставить «Материнское поле» по пьесе Чингиза Айтматова, однако из-за пандемии пришлось отказаться от идеи. И тогда мне предложили поставить знаменитую пьесу У. Шекспира «Укрощение строптивой», предложение я принял с большой радостью.|

Лакский театр известен на Северном Кавказе, как театр высокой планки. У меня остались незабываемые впечатления от спектакля «Дом Бернарды Альба», который был признан лучшим спектаклем на фестивале «Сцена без границ». Мне также очень понравился спектакль «Ромео и Джульета».

Мы часто встречаемся на различных северокавказских театральных фестивалях. «Сцена без границ» во Владикавказе, «Южная сцена» в Нальчике, «Федерация» в Грозном. И каждый раз испытываю духовное родство, творческую близость, когда встречаюсь с ними. Я считаю, что мне очень повезло и в жизни, и творчестве, что судьба свела меня с замечательной творческой труппой, знакомой и уже так полюбившейся осетинскому зрителю.

— С какими чувствами вы работаете в нашем театре?
— Согромным удовольствием! В первую очередь, я был восхищен солидным репертуаром театра, особенно — зарубежная и русская классика. В то время, когда многие театры редко берутся за постановку произведений мировой классики, театр маленького народа уже третий раз взмахнулся на постановку Шекспира. Бадрижат Набиевна очень мудрый руководитель, которая всей душой болеет за будущее театра. Большой удачей является, что рядом с художественным руководителем находится профессионал своего дела, заведующая литературной частью.

Гулизар Ахмедовна и Бадрижат Набиевна представляют собой очень мудрый, грамотный и интеллигентный тандем, способный создать такой богатый, разножанровый репертуар театра. Конечно, в современных условиях на одной национальной драматургии театр выжить не может. Мне очень близка эпоха У. Шекспира. Я считаю творчество Шекспира равно участию в Олимпиаде, где важно не то, что ты победишь или проиграешь, важно само участие.

— Нетрудно было ставить спектакль на лакском языке?

— Действительно, нелегко работать в чужом городе с незнакомыми артистами. Но мне было нетрудно, потому что рядом со мной были помощники – художественный руководитель, главный режиссер, заведующий литературной частью, которые прекрасно владеют лакским языком и помогали мне. Я очень благодарен Аслану Садыковичу за поддержку, за то, что он взял на себя большую часть работы и репетировал с артистами в мое отсутствие. Он умеет работать с актерами. Кроме того, Аслан мне очень близок и как режиссер, и как человек.

— Художник-постановщик и автор костюмов Лариса Валиева ваша супруга?

— Да. Лариса как никто другой понимает мой язык, мою душу. Она художник-постановщик всех спектаклей, которые я до сих пор поставил. Когда рядом с тобой профессионал по декорациям, по костюмам к шекспировским пьесам, зачем кого-то искать.

— Как получилось, что Вы выбрали профессию актера?

— Если честно, я был далек от театра. Мы жили в селе и у нас не было возможности ходить в театр. О профессии актера я даже думать не мог. Но каждый человек приходит в этот мир со своим кодом, у каждого свой путь, и судьба сама ведет нас по этому пути.

В начале 2000-х годов был очень популярен КВН. Я, тогда еще ученик 11 класса, принимал участие в клубе «Владикавказские спасатели». Аплодисменты, которыми нас щедро одаривали зрители, волшебство сцены вызвали у меня огромное желание стать актером. Первый раз я вошел в театр, когда был уже студентом актерского отделения. Мы с однокурсниками пришли посмотреть спектакль Кабардино-Балкарского театра «Царь Эдип», который показывали в рамках фестиваля «Сцена без границ».

Поверь, в тот вечер из-за спектакля я остался на улице, опоздал на автобус. Холодная ночь! Разве после этого я мог не полюбить театр! С того вечера театр стал частью моей жизни. Театр – это инструмент, он меняет человека, очищает его духовно. Нигде не понимали и не осознавали важность театра так, как в Советском Союзе.

После сдачи дипломного спектакля меня сразу взяли в театр. Мне очень везло в актерской профессии, но со временем я стал чувствовать какую-то неудовлетворенность. Меня все больше тянуло в режиссерскую профессию, и я поступил в самое лучшее учебное заведение по режиссуре ГИТИС. И здесь мне повезло — я учился у выдающихся мастеров своего дела: Михаила Захаровича Ливитина и Михаила Ивановича Филиппова. Сегодня я уже не представляю свою жизнь без театра.

— Сегодня вы достаточно популярны и как актер, и как режиссер. Какая профессия Вам больше нравится?

— Режиссер – моя вторая профессия. Первой я выбираю профессию актера. Я так и останусь навсегда актером. Чтобы стать хорошим режиссером нужно пройти хорошую актерскую школу.

— Что бы Вы пожелали Лакскому театру?

— Когда я впервые вошел в Лакский театр, я сказал: «Я пришел искать себе друзей», и был уверен, что все будет именно так. Человек каждый день должен стараться найти друга, а Лакском театре я нашел много друзей. Все они замечательные и как актеры, и как люди. Я желаю этому театру обрести, наконец, свою собственную «крышу», не могу понять, как такое возможно, что известный на всем Северном Кавказе и за его пределами театр, не имеет в 21 веке собственного здания. Лакский театр имеет огромный творческий потенциал, он может добиться любых поставленных целей, всего чего захочет. А если у него будет еще и собственное здание, то его крылья раскроются ещешире, потому что нигде человек не чувствует себя так, как у себя дома.
Лакскому зрителю я бы посоветовал беречь свой театр! Ваш театр, действительно, заслуживает гордости.

Здесь я хотел бы привести слова Федерико Гарсия Лорки:
«Как барометр, театр указывает на подъем или упадок нации. Чуткий, прозорливый театр способен в считанные годы переменить образ чувств целого народа, и точно так же увечный театр, отрастивший копыта вместо крыльев, способен растлить и усыпить нацию.»
Лакский театр мощный, но и со стороны народа должна быть поддержка. Народ, который не может протянуть руку помощи своему театру либо мертв, либо вымирает.

— Спасибо большое, Гиви Давидович, за откровенный разговор, за ваш труд, который вы вложили в наш театр. Удачи и и успехов Вам во всем!

Беседовала
Зулейхат Тахакаева