9 Мая – День Победы над фашистской Германией и её союзниками. 75 лет назад Советская Армия взяла Берлин и поставила жирную точку в самой кровопролитной войне человечества,
освободив страну, Европу и мир от коричневой чумы. В эти дни мы вспоминаем об участниках Великой Отечественной войны. В этой войне погибло много наших земляков дагестанцев. Им, погибшим и вернувшимся с фронта, мы обязаны тем, что живём. Фашисты-нацисты планировали захватить нашу страну, уничтожить часть населения, превратив остальных в рабов.
Фронтовики после войны восстановили страну из руин и создали эффективную систему обороны позволившую сохранить мир до настоящего времени.
В 1972 г. меня как офицера запаса после окончания института призвали на 2 года на строительство (БАМа) Байкало-Амурской магистрали. Наша часть располагалась в Хабаровском крае в порту Ванино. Мы строили конечную часть БАМа – паромную переправу Ванино-Холмск – на Сахалин. Рядом с портом Ванино располагался другой порт – Советская Гавань – база подводных лодок Дальнего Востока.
На одном из политических занятий перед офицерами выступал адмирал из Советской Гавани. Хорошо помню, что он несколько раз повторял: самым эффективным оружием тогда являлись советские атомные подводные лодки. Американцы больше всего боялись дежуривших у берегов США наших подводных лодок. По приказу из Кремля они в считанные минуты могли поразить цели в США. Это и предостерегло их от безрассудных планов атаковать нашу страну.
Я тогда знал, что мой земляк Амаев Амир Джабраилович, работающий в Институте атомной энергии имени Курчатова И.В. в 1963 г. получил Ленинскую премию. Амир Джабраилович был скромным человеком и на встречах с земляками он не говорил за что ему дали Ленинскую премию. Этого мы узнали только лет 20 назад — Амаев Амир Джабраилович создатель тех самых первых атомных подводных лодок.
На обсуждении этой статьи в Московском центре культуры «Дагестан» выяснилось, что в 1965 г. наш земляк капитан 1-го ранга в отставке профессор Алиев Гаджи Сулейманович плавал у берегов США на этой самой первой атомной подводной лодке «Ленинский Комсомол».
Участник Великой Отечественной войны наш земляк Амаев Амир Джабраилович воевал на Северном Кавказе против фашистов и после тяжёлых ранений стал инвалидом и был комиссован.
Отрывок из книги вопоминаний Амира Амаева «От вершин Дагестана к вершинам науки».
Бригада была сосредоточена под Новороссийском, на подступах к станице Ниберджаевской, левее станицы Крымской, где шли на «Голубой линии» ожесточенные бои на земле и в воздухе. Вести наступательные операции прибыл сам маршал Жуков. Возвращаясь к боевым действиям на «Голубой линии», хочу рассказать случай, который имел место в нашей 156-й бригаде. 30 апреля 1943 г. из зоны боевых порядков, оставив свои позиции, трое солдат ушли в тыл, где их задержал заградотряд, созданный в соответствии с приказом Верховного — Председателя Комитета Обороны. 1 мая задержанные были осуждены военным трибуналом к высшей мере наказания, т.е. к расстрелу. После зачтения приговора перед строем батальона осужденные молодые люди думали, что их разыгрывают, чтобы напугать. Но когда им было предложено самим рыть могилу, общую на троих, лица их побледнели. Нашлись и добровольцы для приведения приговора в исполнение. Все это было определено законами военного времени. Кроме расстрела, в приговоре было оглашено о конфискации их имущества по месту жительства. Да, война была жестокой со всех точек зрения. Картина расстрела молодых солдат в день 1 мая 1943 г. и засыпание их землей стоит передо мной наяву как сегодня!
Рота, которой я командовал, состояла в основном из старшего возрастного состава азербайджанской национальности 40-45-летнего возраста. К ведению боевых действий они были подготовлены очень слабо. Я в душе проклинал судьбу за такое пополнение. Моральное и психологическое состояние их было весьма тяжелым. Командуя ротой старшего возрастного состава, я часто думал, что с их гибелью останется много вдов и сирот.
Наша стрелковая бригада входила в состав 56-й армии, которой командовал будущий министр обороны — А.А.Гречко.
8 мая 1943 г., во время наступления на «Голубую линию» укреплений немцев под Новороссийском, я получил приказ форсировать реку и занять окраины станицы Неберджаевской.
[dropcap][/dropcap]В конце войны Амаев Амир Джабраилович поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ), а после окончания института был направлен на работу в Институт атомной энергии, где проработал 61 год. Работал под руководством создателя атомной бомбы академика Курчатова И.В. и академика Александрова А.П. Амир, как участник войны, хорошо понимал, насколько важна его работа для безопасности страны. Необходимо было в послевоенные годы в кратчайшие сроки, создать ядерный щит безопасности Советского Союза, добиться баланса сил с постоянно угрожающими нам США. США и Англия развязали холодную войну против СССР. У них были планы уничтожения Советского Союза нанесением 50 ядерных бомбардировок.
Гигантским трудом была создана ядерная триада сдерживания США. Это стратегическая авиация, межконтинентальные ракеты и атомные подводные лодки. Они все были способны доставить ядерные бомбы до любой точки США. Наступил ядерный паритет, благодаря которому удалось сохранить мир за весь послевоенный период.
В результате напряжённой работы при активном участии Амаева Амира Джабраиловича были построены первые атомные подводные лодки. За создание корпусов реакторов первых атомных подводных лодок Амаев Амир Джабраилович был удостоен Лауреата Ленинской премии в 1963 г. До 90 лет Амаев Амир Джабраилович трудился в Московском Институте атомной энергии под руководством академика Александрова А.П., решая государственные задачи в ядерной энергетике. В течение 20 лет возглавлял рабочую группу от Советского Союза в МАГАТЭ и был Сопредседателем Советско-Американской комиссии по ядерной безопасности.
Лауреат многочисленных премий: Ленинской (1963 г.), Совета Министров СССР (1991 г.), Министерства атомной энергии (1990, 2001 гг.), премий И.В. Курчатова. Доктор технических наук, профессор Амаев А.Д. до 90 лет работал главным научным сотрудником Института атомной энергии имени Курчатова. Заслуженный ветеран ИАЭ, Ветеран атомной энергетики и промышленности, являлся Заслуженным деятелем науки Республики Дагестан и имел много почётных званий и наград.
Мы, московские дагестанцы, каждый год 9 мая посещаем Новодевичье кладбище и возлагаем цветы на могилы наших героев Ахметхана Султана и Наби Аминтаева. 9 мая мы также возлагаем цветы на могилы участников Великой Отечественной войны похороненных на Аллее Героев Троекуровского кладбища генерала-полковника Танкаева Магомеда, генерала-майора Пирмагомедова Исы Абакаровича, лауреата Ленинской премии Амаева Амира Джабраиловича и других известных дагестанцев похороненных здесь же.
Расулу Гамзатову и Амиру Амаеву были присвоены Ленинские премии в один и тот же год – 1963 г.
Расул Гамзатов это наша гордость, в его честь назван проспект в г. Махачкале, ему установлены памятники, его именем названы школы и библиотеки. Именем генерала Танкаева Магомеда в Махачкале названа улица, ему установлен памятник на этой улице. Именем генерала Пирмагомедова Исы также названа одна из улиц города Махачкалы. Эти люди гордость всей страны и Дагестана и они заслужили это. Земляки постарались и добились этого.
А лауреат Ленинской премии Амаев Амир Джабраилович, внёсший огромный вклад в оборону страны, благодаря чему страна сохранилась, и мы остались живы до сих пор, не оценён по достоинству.
В 2017 году Главой республики Дагестан было принято постановление о переименовании одной из улиц Махачкалы в честь Амаева Амира Джабраиловича. Но это постановление не выполнено до настоящего времени.
Удивляет равнодушие и инертность людей имеющих отношение к этому. В кабинетах многих руководителей и должностных лиц Дагестана при жизни Амаева А.Д. висели его портреты. Думаем, это помогало им в работе. Амаев Амир Джабраилович герой всего Советского Союза, всей России и, разумеется, Дагестана. Все дагестанцы должны быть заинтересованы, чтобы его заслуги получили достойную оценку. И, наверное, в этом направлении должна работать дагестанская пресса, общественные организации, государственные и муниципальные органы.
Мы понимаем, что в Махачкале не так много проспектов, чтобы назвать проспект именем Амира Амаева. Но найти большую улицу (а не переулок какой-нибудь) и переименовать её в улицу имени Амаева Амира необходимо. Надо достойно оценить вклад Амаева Амира Джабраиловича в обороноспособность и ядерную энергетику страны. Надо сделать всё, что в наших силах для убеждения властей Дагестана и Махачкалы в необходимости этого. Мы обязаны это сделать и это наш долг. Мы, московские дагестанцы более полувека общавшиеся и работавшие с Амаевым Амиром Джабраиловичем, надеемся что в этом году, наконец, одна из улиц Махачкалы будет носить имя Амаева Амира Джабраиловича.
Вице-президент Московского центра культуры «Дагестан» капитан 1-го ранга в отставке профессор Алиев Гаджи Сулейманович
Член президиума Московского центра культуры «Дагестан» Шабанов Даниял Шабанович