Театр после Великой Отчественной войны

К 90 летию Лакского театра

Событийным был для Лакского театра, как для Аварского и Лезгинского театров, 1955 год. Он был юбилейным для них. 27 декабря 1955 года все три театра отмечали двадцатилетие творческой деятельности в Махачкале сводной программой отрывков из спектаклей разных лет.

Лакский театр показал отрывки из спектаклей «Аздар» М. Алиева и «Камни в печени» А. Макаенка. Торжественно и празднично был отмечен в столице юбилей трех национальных театров, на котором были зачитаны множество телеграмм и поздравительных адресов от администраций и трудящихся городов и районов, благодарственных писем и почетных грамот правительства республики, Министерства культуры и ВТО.

Сцена из спектакля «Парту Патима». В роли Парту Патима Сапижат Османова

Большая группа артистов и других работников театров были удостоены правительственных наград. Высокое звание народного артиста ДАССР было присвоено заслуженному артисту Дагестана, артисту Лакского театра Мусалаеву Магомеду Шапиевичу. Почетные грамоты Верховного Совета ДАССР получили драматург и директор театра Минкаил Алиевич Алиев, главный режиссер Исмаил Балугов, художник Алим Джалаев, артистки Ш. Саркиева, Ш. Абдуллаева и Р. Меджидова.

К тому времени по результатам творческой деятельности и за вклад в патриотическое воспитание населения во второй половине сороковых годов молодой одаренный артист Буттаев Гасан, который не раз показал свои незаурядные актерские способности, был награжден медалями «За доблестный труд» и за «Оборону Кавказа». После празднования юбилея театра и награждения большой группы артистов и других работников театра, Лакский театр, вдохновленный творческим состоянием в коллективе и высокой оценкой правительства его вклада в развитие сценического искусства Дагестана, с большим подъемом гастролирует по районам и городам, включив в репертуар гастролей как пьесы классические и национальные, так и большую концертную программу.


В каждом населенном пункте перед выступлением режиссер рассказывал о творческом пути театра, о его ведущих артистах, планах на текущий сезон и перспективу. Зрители радушно встречали любимых артистов, поздравляли театр с праздником и преподносили от трудящихся и администрации районов и сел благодарственные письма и поздравительные адреса.

В середине 50-х годов в связи с юбилеем театр получает свой автотранспорт. Обновляется репертуар, были переведены на лакский язык «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Женихи» А. Токаева, «Сапожник» Г. Цадасы.


В репертуаре были пьесы лакских драматургов М. Алиева, Ш. Абдуллаева. В этот же период была предпринята попытка поправить творческое положение театра, пригласив профессионального режиссера. Режиссер Д. Селиванов поставил за год работы в театре «Честь» Г. Мдивани, «Хаджияв и Хабибат» М. Чаринова, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, поменяв исполнителей, усилив сатирическое звучание шиллеровской пьесы и сделав акцент на социально-политическую проблематику трагедии. Серьезный интерес зрителей вызвали спектакли «Сапожник» Г. Цадасы, «Честь» Г. Мдивани и «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Сатирическая комедия Г. Цадасы в Лакском театре нашла яркое сценическое воплощение с удачными, запоминающимися актерскими работами молодого артиста С. Магомедова (сапожник Ислам), М. Магомедовой (Месиду), Ш. Ибрагимовой (мать Ислама), Ш. Дибирова (Молла Дибир) и др. Находчивость, смекалка, умение выходить с победой из самых критических ситуаций и самоутвердиться своим умом и сообразительностью в пьесе и спектакле выгодно выделяют демократических героев.

Событийным, с захватывающим конфликтом и напряженным действием шел спектакль «Честь» Г. Мдивани и продержался в репертуаре театра несколько лет. Основную нагрузку спектакля несли два талантливых артиста театра – заслуженный артист ДАССР И. Балугов (Ягор) и народный артист . ДАССР М. Мусалаев (Сардион). Честный человек, большой патриот, добрый и искренний друг и любящий отец Ягор Балугова дважды получает страшный удар и рану в самое сердце. Его предают самые близкие и дорогие люди – сын Арчил, который оказался шпионом и друг Сардион, оказавшийся предателем, которых своими руками вынужден убить Ягор.

М. Алиев. Парту Патима. Тугай — А-Г. Джалалов

Трагедия молодых влюбленных Хаджиява и Хабибат, счастье которых жестоко загубили родители из-за собственных корыстных интересов, прозвучала в спектакле как реквием по захороненной, загубленной поэтической любви. Особенно в селах Лакского, Кулинского, Новолакского районов с большой благодарностью принимали спектакль «Хаджияв и Хабибат», который приобщал лакского зрителя к прекрасному драматургическому произведению в стихах. Если в первых постановках, где Хаджиява и Хабибат играли И. Балугов – и А. Ухтуева в возвышенно романтической манере, то второе поколение исполнителей второй половины 50-х годов XX века О.-Г. Исаев и П. Алиева делали акцент не на романтизме, а на драматизме ситуации. Да и образы героев не представали юными романтическими, а были зрелыми с достаточно устоявшимися чувствами и трезвыми взглядами.

Долгое время к пьесам М. Чаринова не обращался театр, так как до 50-х годов драматург не был реабилитирован после репрессий 30-х годов.

В этот же период директор Лакского театра, писатель и драматург Минкаил Алиевич Алиев, взяв за основу героическую поэму лакского фольклора «Парту Патима», пишет драму под одноименным названием. В пьесе, как и в поэме, изображены события, связанные с борьбой дагестанских народов с татаро-монголами, вторгшимися в пределы Дагестана, и показан героизм лакской крестьянки Парту Патимы, возглавившей отряд девушек и добившейся победы в сражении с врагом. Сохранив сюжетную линию и основной событийный ряд поэмы, Минкаил Алиев заселил пьесу множеством конкретных образов действующих лиц массовых сцен и эпизодов из жизни Парту Патимы: ее родителей, друзей, соседей, ввел любовную интригу между Патимой и юношей Ахмедом, которого убивают во время сражения и Патима оплакивает его.

М.Алиев. Парту Патима.

В пьесе представлена целая галерея горских характеров, даны образы ряда вражеских боевых командиров. Индивидуализированные образы Шамхала Казикумухского, предателя Апраза, подруги Патимы, патриотки Бахтунши и ряда других героев, принимающих активное участие в событиях пьесы, придают действенность драме, дыхание жизни и естественность развития сюжетных линий. Пьеса в ряде эпизодов страдает иллюстративностью, некоторые образы только заявлены, но не получили дальнейшего развития, поэтому схематичны (Тарлан, Туку, Заза). Вместе с тем, пьеса прозвучала на сцене Лакского театра весной 1957 года как памятник славы и мужества дагестанцев в героическом сражении с полчищами татаро-монголов, освободивших Родину от непрошенных гостей. Для постановки спектакля был приглашен П.В. Джапаридзе, который выступил не только режиссером-постановщиком, но и художником-оформителем, сам готовил многие воинские доспехи, головные уборы, предметы быта, снаряжения как отряда лакских воинов, так и вражеских бойцов и предводителей. По тем временам спектакль был одет и вооружен достаточно прилично, представив потомкам участников событий XIV века не только образцы костюмов мирного населения, но и боевого оружия как своих, так и вражеских войск. В спектакле были использованы многие старинные лакские народные мелодии хорового и сольного исполнения, введены танцевальные номера, поставлены бои, сражения, столкновения массового и индивидуального характера.

Роль славной дочери лакского народа была поручена молодой артистке Сапижат  Османовой, Ахмеда — Гасаану  Буттаеву, отца Патимы играл Гамзату Ибрагимов, мать – Ш. Абдуллаева, сваху Салихат – Шагьум . Ибрагимова, Шамхала Казикумухского – Магомед Мусалаев, Тугая, военноначальника пришельцев – А. Джалалов, мастера по оружию и тренера боев на саблях, на кинжалах, копьях и других видах боевого оружия XIV века, Карту играл Исмаил Балугов.

Спектакль был сыгран при большом скоплении народа. Событием в культурной жизни лакцев стала премьера «Парту Патимы». На высоком эмоциональном подъеме шел спектакль о героическом подвиге предков, о самоотверженной борьбе народа за свободу отечества, о прекрасной дочери, в одном ряду с мужчинами, стоявшей насмерть во имя защиты Родины. Героическое и лирическое здесь было тесно переплетено, драматические эпизоды и психологически насыщенные сценки и диалоги сменялись бытовыми зарисовками и танцевальными номерами, военными песнями или исповедью-признанием молодых героев в любви через песню. Конечно были в спектакле и затянутость действия, и многословие, и длинноты, не всегда убеждали выстроенностью сцены боев и эпизоды в лагере противника. Но общий героико-патриотический настрой спектакля и гражданский дух происходящего смягчали многие явные натяжки, которых зритель и не хотел замечать и прощал театру за факт воплощения событий из героической истории народа и за свою национальную героиню, воспетую в фольклорном памятнике лакского народа и вновь возрожденную языком сценического искусства. Кроме этого и пьеса, и спектакль вносили неоценимый вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения, в воспитание чувства национальной гордости за прошлое своего народа и желание стать достойными продолжателями героических традиций предков. Спектакль был показан во всех селах всех трех лакских районов и в городах Дагестана. О нем писали и в печати, говорили по радио, на конференциях и при подведении итогов театрального сезона.

Сцена из спектакля «Парту Патима» Заслуженная артистка РСФСР Шагум Ибрагимова

В актерском исполнении были сильные и слабые места, которые у разных артистов проявились по-разному. Парту Патима Сапижат Османовой больше убеждала в сценах любовных объяснений, в лирических эпизодах исполнения песни Парту Патимы, где и радость глубокого чувства, охватившего все ее существо, и горечь переживаний сопротивления родителей, и волнения за жизнь любимого Ахмеда, которому грозит и соперник Апраз, и разъяренный за дерзость ее отец. Г. Чавтараева которая стала играть Парту Патиму в следующие годы подчеркивала героическое начало, патриотический порыв Парту Патимы. Ей больше удавались монологи героини о любви к Родине, о готовности положить свою жизнь за освобождение отечества от захватчиков.

Гасан Буттаев, артист уже сыгравший немало романтических героев, здесь больше показывал мужественную красоту своих искренних чувств к любимой. Он не играл пылкого влюбленного, его Ахмед был зрелый мужчина, который полюбил не юношеской любовью, а глубоким взвешенным чувством, которое проверено годами. Он и на Патиму смотрит с высоты своего возраста покровительственно, с нескрываемой нежностью и восхищением. Внушителен был народный артист ДАССР М.Ш. Мусалаев в образе Шамхала, особенно в сценах проверки боевых навыков юношей, примирения кровников и благословения молодых влюбленных и проводов бойцов на фронт с напутствием.  Величественный, осанистый, орлиным взглядом окидывает он состязания юношей в боевых искусствах. Его глаза теплятся в сцене примирения и голос, из которого уходит металл, звучит примирительно и настоятельно призывая отца Парту Патимы Турци благословить молодых.

Глубоко продуман и естественно изображает образ свахи Салихат народная артистка ДАССР Шагун Ибрагимова. Ее Салихат хитроумна, находчива и многозначна. Она умеет войти в душу человека, знает слабости и сильные стороны людей. Ей доверяют свои душевные дела молодые, она умеет выведать многие секреты и у сельских кумушек, вовремя выпроводить нежелательную посетительницу и устроить тайное свидание молодых влюбленных. Образ Салихат у Шагум Ибрагимовой – жизненный, многогранный. Она знает себе цену и знает людей вокруг, о каждом имеет свое мнение, но умеет сочувствовать Салихат Ш. Ибрагимовой, рискуя многим, берется помочь влюбленным Парту Патиме и Ахмеду, хотя знает, что они дети враждующих семей.

Убедительный образ отца Парту Патимы Турци был создан Гамзатом Ибрагимовым и в первой постановке, и во второй. Простолюдин, труженик, горец и хозяин в своей семье, Турци Г. Ибрагимова еще за воротами зовет радостным приветствием встретить его, долгожданного чабана, соскучившегося по дому, помочь занести в дом гостинцы с гор. Шумные расспросы, обмен приветствиями, общие разговоры и теплые слова, нежный ласковый взгляд, обращенный на любимую дочь. И взрыв негодования, возмущения, узнав, что Патима вызвала на состязание в боевых искусствах Ахмеда и чуть ли ни призналась в симпатиях к нему. В нем характер горца крутого нрава, человека, придерживающегося традиций, но трезвого, отходчивого, умеющего внять просьбам и голосу разума. В сцене примирения Турци Ибрагимова, преодолев себя, несмотря на первоначальный категорический отказ, превозмогая боль, обиду и злость, уступает просьбам односельчан и настоятельному уговору Шамхала. Запоминающихся образов в спектакле было много; это и патриотка, подруга Парту Патимы Бахтунша Р. Буттаевой, которая под видом старушки-нищенки добралась до лагеря врагов, чтобы выведать их планы и расположение; это и коварный и подлый предатель Апраз О.-Г. Исаева, который переходит на сторону противника, чтобы через них убить Ахмеда-соперника и завоевать сердце Парту Патимы. Внушительный образ хитрого и умелого завоевателя, потерпевшего неожиданное поражение и погибшего в единоборстве с Парту Патимой, предводителя монгольских войск Тугая создал заслуженный артист ДАССР А.-Г. Джалалов. А сцена решительного и последнего боя с врагами завершается победой горцев и клятвой Парту Патимы над телом любимого Ахмеда отомстить врагам за погибших и впредь не допустить, чтобы вражеская нога ступала на священную землю отечества. Спектакль имел заслуженный успех как среди взрослого населения, так и среди молодежи и подростков.

В конце 50-х годов в Лакский театр был направлен режиссер, выпускник режиссерского факультета Ленинградского института театра музыки и кинематографии Виктор Терехин. Молодой режиссер, познакомившись с коллективом по спектаклям, которые шли на сцене, взял для своего дебюта пьесу эстонского драматурга Э. Раннета «Блудный сын». Распределив роли будущего спектакля, режиссер занял в нем всех свободных артистов, взяв на каждую роль по 2–3 дублера. Режиссер с высшим театральным образованием из лаборатории режиссеров-педагогов Л.С. Вивьена и А.А. Музиля подошел к своей первой работе со всей ответственностью. Психологическая драма, написанная автором в 1958 году была посвящена теме патриотизма и борьбы с националистическими тенденциями. Роль главного героя пьесы Марта Туйска играли Г. Буттаев и О.-Г. Исаев поочередно, что позволяло увидеть разные оттенки и нюансы актерского видения одного и того же образа. Правда, спектакль недолго продержался в репертуаре. Сама пьеса и ее образы не захватили зрителя, он оставался холодным к проблематике, вокруг которой строилось действие драмы.

Зулейхат ТАХАКАЕВА