Слово о брате

О детстве

Мы все родом из детства…. Именно из того, когда деревья были большими….
А в нем, в детстве все так ярко, красочно, весело, с большими надеждами, благородными мечтами и …мороженым, очень вкусным, еще советским. И с удивительной любовью, любовью в большой семье, где слово отца является для всех главным, мамины глаза все понимающими, руки бабушки теплыми и заботливыми, взгляд брата доверительным и отношение сестер особо внимательным. Потому что ты младший в семье. И растешь шустрым, любознательным, юморным.
Утром, просыпаясь и потягиваясь в постели, ты слышишь из кухни знакомый приятный запах калмыцкого чая и бабушкиных горячих лепешек. Бежишь вприпрыжку и хватаешь все на ходу. Днем тебя ждут настырные сестры с бесконечными уроками. Чаще всего задачки решают сами и дают тебе переписать. Вечером в доме множество гостей, потому что папа и мама очень гостеприимные люди и двери дома всегда открыты. Но самое важное – у тебя есть старший брат, который является главным уроком в твоей жизни. Уроком во всем: ты им восхищаешься, берешь с него пример, даже разговариваешь так же, как он. И когда ты приходишь девятилетним мальчиком с синяком под глазом, брат тебя не ругает и не жалеет. И не спрашивает – с кем и из-за чего. Просто говорит: «Иди и возьми, что у тебя отобрали». И через полчаса, когда ты приходишь со смятой вафлей из-под мороженого, текущего сквозь пальцы, старший брат просто хлопает тебя по плечу. Эта похвальба — главное в твоей жизни, потому что захватывает дух от маленькой своей правоты и высокой оценки брата за твой поступок — чувство, которое ни с чем не сравнить.
И даже деревья кажутся уже не такими большими…
Это кусочек жизни моего брата Сагида, кусочек моего детства, который всегда со мной.

Сагид с мамой и дочкой

О войне

Ах, война, что ж ты сделала, подлая….
Б. Окуджава

Но уже не со мной его другая жизнь — жизнь на страшной тяжелой войне.
— Сестра, как правильно пишется Читтур?
Этот вопрос Сагид мне задал, проходя службу на полигоне.
-Зачем тебе?
-Я выбрал себе такой позывной.
— Почему именно этот?
— Это единственное, что пришло мне голову.
Уже сейчас, после того, когда уже все случилось, когда он погиб, я думаю, что в этом выборе большая любовь к родному селу, чувство гордости и патриотизма, что живет с человеком на уровне подсознания вместе со словом отца и молоком матери. Огромное желание соприкоснуться со своей малой родиной возникло у моего брата в экстремальной ситуации, ситуации выбора. Потому что, где бы человек не жил и не находился, только родные места согревают и являются той точкой опоры, за которую человек держится всю свою жизнь. Это и было самым главным и единственно верным, когда шел на задание братишка «Читтур», как называли его сослуживцы. Они рассказали нам, как погиб сержант мотострелкового батальона 252 воинской части 911 17 Нурдуев Сагид Гаджимурадович в Харьковской области, Изюмском районе, п. Новый мир.
Когда неумолимо летел на него дрон, Братишка «Читтур» не думал о себе, думал о сохранении жизни своих солдат. Тянул, подтягивал за собой, был замыкающим, потому что отвечал за жизни людей. В этом он весь- его бесстрашие, отвага, смелость, чувство долга, что своего сослуживца надо спасти и вытащить до лесополосы.
Не добежали…. Две жизни погреблены под одним вражеским дроном.
И как не сказать, что история движется по спирали и поколения в семье связывает невидимая нить, соединяющая прошлое и настоящее. Дед Сагида по матери — Камалов Бадрутин — воевал в годы Великой Отечественной войны на полях Орловщины и героически погиб в сражении на Курско-Орловской дуге в 1943. Он похоронен в братской могиле в деревне Туровка Орловской области, где лежат таких, как он, еще 60 защитников Отечества. Из всех внуков Бадрутина, именно Сагид решил отдельно установить обелиск на этом захоронении: почтить память деда …

Сагид Нурдуев на могиле дедушки Камалова Бадрутдина в деревне Туровка Орловской области

О жизни

«…Война …противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Вспомнились слова великого Л. Н. Толстого. Человек рождается для счастья и радости, ведь смысл жизни в самой жизни, предписанной Аллахом. А война есть насилие, насилие над человеческой сутью. В мирной жизни Сагид был инженером-строителем. Он строил дома в Москве , разбивал парки и скверы в Калуге – и это была самая мирная и созидательная профессия. Не случайно он сам говорил: «Мужики должны или строить, или воевать». Так оно и случилось. Сначала строил, создавал для людей радость продолжения счастливой жизни на земле…
А потом ушел воевать для того, чтобы сохранить то, что создавал. Это и есть настоящее мужское начало, суть человеческой жизни.
В моем сердце осколок горечи и невыразимой печали, который не дает мне права радоваться всем сердцем. Жизнь разделилась на «до» и «после». Пройдут годы, но память навсегда оставит со мной его прищуренный взгляд смеющихся карих глаз, очаровательную по –мужски улыбку, ямочку на подбородке. И задорный смех в его 45. Красивый и обаятельный, умный и юморной – таким я буду помнить тебя, мой милый брат.
Я горжусь Сагидом . Он настоящий мужчина. Дагестанец, Читтуринец.

Тамара Маммаева