Постмодернизм – это философское направление, которое отрицает идею понятной и известной истины, бесспорной реальности и универсальных ценностей. В музыке постмодернизм проявляется в различных формах: цитаты, смешение различных жанров, полная свобода в контексте стиля. Отвергая строгие рамки и догмы, музыкальный постмодернизм является некой «пощечиной общественному вкусу».
Музыка, как и другие виды искусства, подверглась влиянию постмодернизма в XX веке. Этот век стал временем разрушительных изменений для всей культуры. Музыка не осталась в стороне от радикальных трансформаций, которые произошли в прошлом столетии, и начала отражать эволюцию человеческого сознания и мировоззрения на своем языке звуков и чувств.
Эпоха постмодернизма стала ощутимой задолго до ее официального признания, и музыка была особенно чуткой к этим изменениям. Она стала не просто отражением, но и зеркалом, в котором можно увидеть содержание XX века через разнообразные музыкальные состояния и переживания. Слушатель может почувствовать и понять эпоху, выражая свои впечатления категорично.
Многие композиторы вдохновлялись достижениями науки XX века, такими как теория относительности, квантовая физика, математические и философские концепции, теория хаоса. Также меняется статус формы в музыке, что свидетельствует о сходстве с постмодернистской литературой и поэзией того времени. Каждый композитор теперь создает свои уникальные каноны для каждого произведения.
Джон Кейдж, американский композитор XX века, считается выдающимся представителем постмодернизма в музыкальной культуре. Его известная композиция «4’33″ вызвала много дискуссий и оказала значительное влияние на развитие музыкального искусства в XX веке. Это произведение состоит из 4 минут и 33 секунд тишины, что направляет внимание слушателя на окружающие звуки во время исполнения и подчеркивает коммуникативные аспекты постмодернистского искусства.
Культурная рефлексия в музыке обладает огромными масштабами. Она становится не просто размышлениями о наболевшем, она является инструментом музыкального искусства для отражения и анализа культурных явлений, ценностей и тенденций. Музыканты имеют возможность воплощать свои взгляды на социальные, политические и культурные процессы через звуковое искусство, проецировать свои взгляды, тревоги и боль на музыкальную палитру. Это всё является духовным обогащением музыки.
В постмодернистской музыке культурная рефлексия часто проявляется через использование музыкальных и литературных цитат из различных стилей и эпох, а также через иронию, пародию и самопародию. Музыканты жонглирует и играют с существующими жанровыми ограничениями, создают гибридные композиции, которые могут включать в себя смесь былых времен и настоящим и будущим, объединяют разные музыкальные традиции, развивая историю звучания.
Примером такого рода композиторского творчества является опера, написанная в 2001 году
Алиса в Стране чудес» — опера, написанная в 2001 году А. Кнайфелем, который не стал писать оперу по сюжету книги Кэрролла, а сочинил свою собственную Алису.
Сам композитор определяет жанр этого произведения как «театр песни и танца».
На сцене сосуществуют несколько неразличимых уровней: перформативный, визуальныйи музыкальный. В спектакле происходит двойное и тройное воспроизведение чувств. Цитаты, звучащие в «Алисе», включают отрывки мелодий из мультфильмов, собачий вальс, «Джульета-девочка» Прокофьева, «Фея Драже» Чайковского, вальс Штрауса, увертюра из «Волшебной флейты» Моцарта, мотивы из опер Россини и т.д
Примером постмодернистского подхода к культурной рефлексии в музыке может служить группы Gorillaz. Это не просто музыкальная группа, это проект, который представляет собой виртуальную музыкальную группу, созданную Деймоном Албарном и Джейми Хьюлеттом. Физических участников нет, их заменили персонажей с проработанными характерами и бэкграундом. Gorillaz объединяют различные жанры, стили и культурные элементы в своей музыке, что делает музыку не постой записью, а комментарием на современное общество и культуру через звук. Альбомы и песни связывают теории и загадки, которые разгадывают люди копаясь в текстах и подсказках.
Постмодернизм и культурная рефлексия являются большим и важным пластом музыки, для создания . За счет использования смыслового обогащения музыка приобретает смыслы и новые пути развития.
Кубанова Абидат, студентка 2 курса отделения журналистики ДГУ