В горах Дагестана осень наступает рано, немного раньше, чем на равнине. Приход ее подобен появлению нежданного гостя, которому ты всегда рад. И все в осени кажется прекрасным: и роскошный пурпурный наряд деревьев, и крутящиеся вихри золотых листьев, и капризная переменчивость погоды. То она ликует в блеске солнечных лучей, и все живое вокруг радуется, то хмурится, и тогда природа окутывается в густой туман. Ненастные дни осени рождают хандру на душе, рассеять которую могут лишь вид ясного лазурного неба без единого облачка.
Осенью всё кругом хлопочет. Звери, птицы и насекомые подготавливаются к зимовке. Флора постепенно меняет свои пестрые одежды на золотисто-бурое платье, как будто оно способно защитить ее от лютых зимних морозов. Люди поспешно убирают с поля урожай.
Вдали от села, на террасных полях, раскинутых по холмам, кипит урожайная страда. Видны фигурки трудящихся. В небо поднимаются сизые струйки дыма от костров, разведенных под чугунными котелками. В котелке варится свежевскопанная картошка в мундире. Высоким давлением пара крышку все время подбрасывает, выбивая веселую дробь. Бьюсь об заклад, что ни один кухонный стол с богатыми яствами не сравнится с трапезой на чистом воздухе в горах в окружении первобытной красоты!
Наступление осени в горах внезапно и вместе с тем чрезвычайно приятно. Первое дыхание ее ощущаешь уже в конце августа. По ночам в воздухе носится холодок, от которого голая кожа рук подергивается мелкими пупырышками – «гусиной кожей», как говорят в народе. Только по ночной прохладе заметна эта перемена. Днем температура продолжает держаться на летней шкале. Но по этим едва заметным признакам нетрудно угадать, что золотая осень где-то совсем близко и потихоньку вступает в свои права.