Мы помним, мы гордимся

Магомед Джалалутинович Бутаев

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно — не мертвым!
Это надо — живым!
Р. Рождественский.

Время все дальше отделяет нас от трагической и героической страницы в истории нашей Родины — Великой Отечественной войны. Прошло без малого 75 лет после памятного праздничного дня 9 мая 1945 года.

Этот день все дальше уходит в летопись истории. И с каждым годом редеют ряды тех, кто ковал Победу. Настанет и такое время, когда не станет последнего свидетеля этих великих исторических событий и великого подвига нашего народа во имя освобождения народов мира от фашизма. Но история не позволит о себе забыть.

Мы, потомки тех, кто защищал Родину от фашизма, расскажем своим детям и внукам об этой войне, как когда- то старшее поколение рассказывало нам.
Из моего родного села Куркли, в котором было всего двести домов, ушло на фронт 129 молодых парней и взрослых мужчин. Они, как и весь советский народ, горячо откликнулись на призыв партии «Все для фронта, все для победы!». Чтобы попасть на фронт, многие пытались скрыть свои болезни, возраст. Из некоторых семей ушли на фронт все мужчины. Ушли на фронт и единственные сыновья. Первый жестокий удар нанесла сельчанам смерть Гаджимусы Магдиева, погибшего в 1939 году на финской войне. Когда из Финляндии пришла печальная весть о судьбе Гаджимусы, все сельчане и жители близлежащих сел тяжело переживали горе семьи. Думал ли тогда Абдулпатах, что на полях сражений останутся и два других сына. Не вернулись с войны трое сыновей Абдурагима Дибирова, двое сыновей Юсупа Гасанова, три брата Османовых, два брата из семьи Баратовых, два – из семьи Мачилаевых. Мальчишкой ушел на фронт и не вернулся Магомед Шахмарданов — единственный сын Заграт. Эти молодые мужчины, никогда не державшие в руках оружие, за короткий срок научились воевать. Они шли через дым пожарищ, разрывы мин и снарядов. Они переплывали реки, штурмовали города, огнем и штыками прокладывали дорогу к логову врага. Некоторые дошли с боями до Кенигсберга и Берлина.
Люди старшего поколения до сих пор вспоминают, как каждый день, разрывая тишину, над горами летали то наши, то вражеские самолеты. В это время ночью запрещали освещать дома, и село погружалось в кромешную тьму. Люди не на шутку испугались, когда в соседнем селе Цудахаре на колхозную ферму упала бомба. Говорят, в то время в нашем селе располагался военный отряд.
Из 129 ушедших на фронт курклинцев 57 не вернулось. Из тех, кто вернулся, многие были с орденами и медалями. Об одном из них мне и хотелось бы рассказать.

М.Д. Бутаев вручает Почетную грамоту журналиста Герою Советского Союза Гаджи Буганову. 1978 г.

Магомеду Джалалутиновичу Бутаеву посчастливилось вернуться с Победой и долгие годы после войны беззаветно служить своему народу и Отечеству. Великая Отечественная война застала Магомеда Бутаева на третьем курсе Буйнакского техникума советской торговли. На фронт он ушел в 17 лет. Добровольцем. Находясь все годы войны в действующих частях, он не раз был на волоске от смерти. В великой победе советского народа есть доля и его солдатской отваги. «Мне не исполнилось тогда и семнадцати, и как многие мои сверстники, я боялся не успеть на войну»,- рассказывал Магомед Джалалутинович. Когда родители узнали, что сын идет на фронт, обсуждался вопрос, в чем он поедет.
-Надевай подержанные вещи, тебе их все равно сдавать надо будет,- сказал отец.
-Надевай самое лучшее. Навстречу врагу в поддержанном не идут, — возразила мать.
На следующий день мать вынула из ушей золотые серьги, с пальца сняла кольцо и сдала все председателю сельсовета. «Пусть на заводе сделают оружие для моего сына»,- сказала она. А отец привел в военкомат лошадь с седлом.
В начале августа 1942 года их, курсантов Телавского пехотного училища, построили и огласили приказ Сталина «Ни шагу назад». Объявили, что часть курсантов будет отправлена на фронт и сразу в бой. Все курсанты сделали шаг вперед.
У каждого фронтовика есть своя безымянная высота, с которой связан сильнейший душевный порыв. Такой высотой для Магомеда Бутаева и его друзей стала гора Индюк, когда на ее склонах 165-я отдельная курсантская бригада впервые встретилась лицом к лицу с врагом. Враг рвался к морю, к Туапсе. Не затихая ни днем, ни ночью, шла битва за этот небольшой клочок Черноморского побережья. На вершине этой горы молодые, не по годам ставшие суровыми, обыкновенные парни выдержали первый и жесточайший экзамен-экзамен мужества и боевой дружбы. Хваленые части гитлеровской дивизии «Эдельвейс» были остановлены и отброшены.
Это было 24 октября1942 года. Батальон по пути на передовую от самого Сухуми прошел пешком и вступил в город Туапсе. Оказывается, гитлеровцы следили за продвижением батальона и стали бомбить.
В этой страшной бомбежке Магомед остался жив, но многие его товарищи так и не дошли до передовой.
Оправившись после тяжелого ранения в эвакогоспитале в городе Сочи, Магомед вновь оказался на подступах к Туапсе в составе 113-ой отдельной противотанковой огнеметной роты. Туапсе к этому времени фактически сам являлся фронтом: враг постоянно угрожал ему с суши, с моря и с воздуха. На город обрушивались новые и новые удары гитлеровской авиации. В отдельные дни ноября-декабря 1942 года фашисты совершали по 16 налетов в сутки, сбрасывали тысячи бомб.
-Смерть на поле боя не страшна не потому, что человек храбр, отважен, а потому, что нет попросту времени ее страшиться,- говорил Магомед Джалалутинович, вспоминая фронтовые дороги.
«О чем думал в первый день войны? Одно могу сказать определенно: я был наивен. Во всяком случае, начавшаяся война не показалась мне несчастьем. Я не понимал, отчего плачет мать. Разве она не хочет, чтобы ее сын стал героем? Разве я понимал тогда, какие муки и какая тревога охватывала мать при расставании с единственным сыном без абсолютной надежды на его возвращение. О чем думал в последний день войны? Весть о падении последнего логова фашизма-рейхстага застала меня в госпитале, и первой была мысль: почему я не там, в Берлине? Вторая: если бы могли подняться из могил павшие товарищи. Третья: скорее бы увидеть мать»,- рассказывал Магомед Джалалутинович на одной из встреч с учащимися его родной Курклинской школы.
Суровая фронтовая закалка предопределила его судьбу и на мирном поприще. Он прошел путь от солдата фронтовика до известного ученого, профессора, журналиста, писателя.
В своих фронтовх записках, статьях, очерках Магомед Бутаев показывает войну, как она есть — и смерть, и страх, и отчаяние, и вера в победу. Подборка фронтовых писем — своеобразный итог многолетней работы ученого. Эти фронтовые треугольники воскрешают в нашей памяти неизвестные страницы многих фронтовых судеб. Перед нами правдивые страницы истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Заслуги Магомеда Бутаева по достоинству оценены государством. Он кавалер 24 орденов и медалей СССР и России. Среди них два ордена Отечественной войны 1 и 2 степени, орден Дружбы. Он лауреат Государственной премии Республики Дагестан.
Магомед был всесторонне одаренным человеком, многогранней личностью. Он умел красиво говорить, красиво писать, красиво танцевать. Он прожил красивую жизнь и ушел из жизни красиво — станцевав зажигательную лезгинку на балу журналистов. Это случилось 1 октября 2008 года. Похоронен Магомед в родном селе Куркли.

Андриана Абдуллаева,
редактор отдела республиканской газеты «Илчи»